Как и было сказано

Как, я надеюсь, помнят хотя бы некоторые читатели этого блога, прошлой весной я посвятил два или три поста тому, как рассчитывают ВВП страны и взаимосвязи этой процедуры с курсом национальной валюты. Очень коротко: я говорил, что своего рода реальный курс рубля к доллару примерно в два раза уступает официальному - иными словами, рубль почти в два раза сильнее, чем нам кажется исходя из цифр на входе в обменник. Такая ситуация сохраняется постольку поскольку ЦБ РФ предпочитает держать рубль на этом уровне, печатая все новые рубли и складывая все новые пачки иностранной валюты в золотовалютные резервы.

Ну да я увлекся. Вот что тогда написал один из комментаторов:

ВВП (с целью приведения к реальному или ППС) нужно переводить не в доллары, рубли или что-то еще, а в БигМаки :-)

И правда, вот уже больше двадцати лет назад журнал “Economist” впервые опубликовал свой теперь уже знаменитый “Индекс Биг-Мака”: реальные курсы валют вычисляются исходя из различий в цене одного важного для всего мира товара - биг-мака. Идея ясна: реальный курс и должен отражать различия в покупательной способности двух валют. Понятно, что точность подобной меры кажется смехотворной, но качественные результаты она дает неплохие: в частности, индекс указывает на вероятную долгосрочную тенденцию во взаимоотношениях двух валют. Если одна из них биг-мак-занижена относительно другой, то ей светит либо удорожание, либо отчаянная борьба с таковым.

Вчера был опубликован очередной “Индекс Биг-Мака”, и результаты позволяют считать мою проведенную на пальцах оценку реального курса рубля -

Если совсем грубо, за доллар должны давать не 28 рублей, а примерно 14 - точность количественного анализа тут не нужна.

- очень и очень хорошей. Согласно “Экономисту”, реальный курс составляет 15.2 рубля за доллар, то есть рубль недооценен по отношению к доллару на 43%! Любители попаясничать скажут, что капиталистический журнал очерняет отечественную валюту, и все это смешно, а те, кто посерьезнее, вспомнят, что в мире мало контор, проводящих экономический анализ лучше “Economist Intelligence Unit”. Так что повод подумать у нас есть.

Есть у нас и повод перечитать старые посты:

Какие бывают ВВП

О причинах российской инфляции

Свежий Биг-Мак индекс

Теги: , , .

10 Comments Добавить комментарий

  • 1. yurayu@livejournal  |  February 2nd, 2007 at 15:44| Цитировать

    в мире мало контор, проводящих экономический анализ лучше “Economist Intelligence Unit”

    Бугага!
    http://neznaika-nalune.livejournal.com/223652.html

  • 2. a_shkolnikov  |  February 2nd, 2007 at 16:05| Цитировать

    А как Макдональдс устанавливает цены на свои Биг-Маки?
    1) Суммирует затраты и накручивает одинаковый во всех странах процент прибыли?
    или
    2) По принципу максимизации объема продаж и (или) прибыли?

    Взяв первый метод, мы получим влияние на “цену валюты” таких факторов, как отношение накладных расходов к объему продаж и к затратам на ингредиенты, различное не только по странам, но и по разным точкам макдональдса…

    Взяв второй метод, мы получим определяющее влияние на “цену валюты” субъективных предпочтений людей данной страны насчет Бигмака и разницы между средним уровнем доходов по стране и доходов в том месте, где стоят Макдональдсы.

  • 3. subdarkness@livejournal  |  February 2nd, 2007 at 16:34| Цитировать

    Йоу, не стоит путать журнал Экономист и Экономист интеллидженс Юнит. Если первый может позволит себе спекулятивные статейки, то второе действительно является одним из лучших источников прогнозов и аналитики в целом.

    И потом, все это заблуждение, будто бы прогнозы используются как библия. В том то и фишка что можно взять аналитику EIU а потом если что пойдет не так, сказать что вот, я невиноват. )) И бабки срубить за работу все равно.

  • 4. Oleksiy Osnach  |  February 5th, 2007 at 15:01| Цитировать

    Absolyutno soglasen s kommentariem subdarcness:
    Prognozy EIU ispolzuyutsya v otzenochnyh modelyah veduschih investitzionnyh bankov mira - govoryu po svoemu opytu.
    I ne otozhestvlyayte Economist, gde statyi pishut zhurnalisty s EIU, gde prognozy stroyat ekonomisty, statistiki i matematiki, ispolzuya odni iz samyh tochnyh modeley.

  • 5. subdarkness@livejournal  |  February 5th, 2007 at 17:42| Цитировать

    Вот было бы интересно написать или почитать о ценности оценочных моделей инвест банков как таковых. там, мне кажется, ужасная порнуха творится. ))

  • 6. Oleksiy Osnach  |  February 5th, 2007 at 17:50| Цитировать

    Net, pornuhi v modelyah nikakoy net, pornuha razve sto na rabochih mestah v investbankah - *but po 80 chasov v nedelyu minimum.
    Vy ochen oshibaetes, esli schitaete, sto otzenichnye modeli bankov bespolezny. Vot kogda vy budete vladeltzem krupnogo biznesa i zahotite ego prodat - poymyote pochemu tak vazhno i v tozhe vremya slozhno opredelit dostoynuyu tzenu svoey kompanii.

  • 7. subdarkness@livejournal  |  February 5th, 2007 at 19:43| Цитировать

    Ну не знаю. Обычно цену компании можно определить на глаз, потратив не более 6 часов. Опытные инвестбанкиры могут и практически сходу назвать оценку, и она будет верна на +-10%. Соглашусь, что при продаже бизнеса эти самые 10% - большая сумма, но с другой стороны, зачем работать эти самые 80 часов в неделю над этим в течении месяца - трех?
    Я не считаю что оценочные модели бесполезны, хорошо представляю, сколько интелектуального труда уходит на них (нехай есть практика). Вот только чаще всего клиент прав, и вопрос инвестбанкирам ставится такой: Я хочу продать свою компанию за стоко то стоко то. Сможете ли вы ее продать?
    Когда ты, аналитик, сидишь корпеешь над моделью, в итоге все равно: игроки сектора лучше знают что в нем происходит.
    А модели эти в принципе все друг на друга похожи. Простор для креатива конечно имеется - и вот оно то самое место, где нужно подмастить клиенту.
    А “порнуха” - имею в виду кучу assumptions, которые приходится делать при дискаунтед кэш-флоу базед модел, и которые мало придают добавленной ценности компании для продажи. В конечном случае же все равно выходит достаточно широкий диапазон.
    Короче, херней мне кажется страдают многие в инвестбанкинге. Аналитика, аналитика - бизнес двигают МД, а не аналитики.

  • 8. subdarkness@livejournal  |  February 5th, 2007 at 19:59| Цитировать

    Вообще мне представляется что вы несколько идеализируете индустрию )) Без обид.

    Наифный молодой аналитик пришел в сити, подумал что вот он много знает как всем им покажет, сделает справедливую оценку, приготовит мудрую презентацию, посчитает все риски. А мудрый МД посмотрит на него и подумает: “я тоже таким был когда-то. Молодость, энтузиазм, глаза светятся, в них деньги и гордость за работу. Ну а компанию мы продадим за 100 млн.”

    Простите за тупой цинизм, я немного больной в этом плане.

  • 9. nazpolitic  |  February 5th, 2007 at 22:43| Цитировать

    Вы очень ошибаетесь. Конечно можно взглянув на репортс компании да на макропоказатели страны дать примерную оценку ей и не за 6 часов, а за час. Но мало того что 10% от 40 млд. это 4 млд., так нужно еще не только самому знать, но и иметь достаточно весомые аргументы перед ПОКУПАТЕЛЕМ, что 40 млд. не на глаз было взято, как вы говорите, а справедливая стоимость. Я ничего не идеализирую, идеализируете как раз вы, считая что МД это кто-то настолько умнее и опытнее аналитика. Банкинг - это все же большая бюрократия, и ваше продвижение по карьерной лестнице зависит не только от вашего опыта и рвения, а еще и от таких вещей как контакты, быть в нужное время в нужном месте, отношения с начальством и т.д.
    А ваше представление о моделях оценки, судя по вышенаписанным строкам, позволяет мне усомниться, что вы знаете об этом что-либо за пределами курса базового бухучета и финансов и размытых заметок газет. Не примите это за личное оскорбление, это всего лишь мое первое мнение.

  • 10. prohodiashij_mimo  |  February 16th, 2007 at 16:37| Цитировать

    Уважаемые, когда кто-то что-то покупает, а тем более если речь идёт о компании, а не о паре туфлей, которые можно выкинуть от греха подальше (чтоб не мозолили глаз) если они не подошли, то вы уж будьте уверенны, что никто за день решения не принимает. Да и при чём тут точная “цена” то. В большинстве случаев всё решают наши дорогие саплай и деманд. Так что, вы не забывайте про всякие там бук вальюз что ли…

    А насчёт Биг Мака, я соглашусь очень даже с товарищем Школьниковым, тоесть эти все сравнения очень хороши бы были, если б эти самые Биг Маки производились в одном месте, а потом продавались в разных частях света…

Оставьте комментарий

*Цитировать выбранный текст в посте

Or use your OpenID:

Закрыть
E-mail It